Екатерина Васильева-Островская ([info]vasilek) wrote,
@ 2009-02-27 20:14:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Семь стадий соблазна
Давно не рассказывала здесь о своих культурных похождениях, но этот четверг выдался уж очень насыщенным в этом плане. Во-первых, мы провели-таки "выездное" занятие нашего арт-кружка в индийском разделе Музея этнографии в Далеме. К сожалению, без диктофона и без фотоаппарата, поэтому никаких вещественных доказательств нет. Придётся верить мне на слово. :) Темой экскурсии был образ богов в индуизме и буддизме. Разумеется, всех богов сразу мы охватить не могли, поэтому взяли только самых "главных", то есть Вишну, Шива и Брахма, составляющих своеобразное "триединство". Двое из этих богов (Вишну и Брахма), кстати, принимали самое непосредственное участие в сотворении мира. Однако в отличие от иудео-христианского Бога, создавшего мир из Логоса, в индуизме основополагающим фактором творения, как мы поняли, является Перформанс. То есть всё происходящее вписывается в серию (молчаливых) актов потрясающей визуальной и драматургической красоты. Представить только: бог Вишну создаёт Вселенную в три приёма, формируя три сферы - землю, воздух и небо. Затем он погружается в мистический сон, охраняемый тысячеголовым змеем и любящей женой Лакшми. Внезапно он пробуждается, и у него из пупка вырастает цветок лотоса, в котором (как Дюймовочка) появляется бог Брахма, приступающий непосредственно к созданию обитаемого мира, то есть природы и живых существ. Но есть ещё и великий и ужасный бог Шива - воплощающий в себе одновременно принцип разрушения и созидания. Его можно увидеть в музее танцующим дикий экстатический танец, но также и в кругу семьи, помогающим жене по хозяйству и трогательно заботящимся о своих двух сыновьях - слоноголовом Ганеше, покровителе знания и учёбы (рекомендуется прибегать к его помощи перед экзаменами и написанием научных работ!) и шестиголовом Картикее, божестве войны, возглавляющем при необходимости воинства своего отца. Но особенно нас впечатлила история о годах аскетического странствования Шивы, когда, скитаясь по городам и весям в образе прекрасного обнажённого юноши, он зашёл в одно поселение, чтобы "проверить" жён отшельников, хвалящихся своим целомудрием. И действительно, при виде него женщины довольно быстро избавляются от своих принципов, проходя одну за другой все "семь стадий соблазна", первая из которых заключается в нескромных взглядах на юношу, а последняя заканчивается снятием одежд. Что находится между ними - об этом остаётся только догадываться, так как соответствующий рельеф в музее мы так и не нашли, да даже если бы и нашли - все стадии, кроме последней, в нём, судя по каталогу, откололись. :)

После занятия, не видя уже перед своим внутренним взором ничего кроме медитирующих Бодхисатв (да, разумеется, про буддизм мы тоже не забыли!) и волнующих изгибов тела танцующих богов, я отправилась в кино на новый отечественный (немецкий) фильм "Эффи Брист". Кто не знает: для немецкой литературы роман "Эффи Брист" Теодора Фонтане - это почти то же самое, что "Анна Каренина" для русской или "Мадам Бовари" для французской. Собственно говоря, и тематика похожа: молодая девушка выходит замуж за нелюбимого человека старше себя, мучается скукой и/или неудовлетворённым эмоциональными потребностями и заводит себе наконец любовника. Конец по-любому трагический. Разумеется, в романах эта история только отправной пункт для постановки социальных и философских проблем. В фильме же создатели сконцентрировались именно на любовной интриге. Как заметил мой спутник, есть такой жанр - "ужастик", а вот это тоже специальный жанр - "любовник". И в рамках этого жанра, по-моему, получилось совсем не так плохо. По крайней мере, присутствовавшие в зале женщины просто млели от наслаждения и сидели с реально просветлёнными лицами. :) Конечно, язык и стилистику Фонтане не удалось передать ни в каком виде. Зато были щёдро "добавлены" эротические сцены, которые в романе искусно опускались и вуалировались описанием природы или абстрактными размышлениями. Возможно, это могло бы стать самостоятельной художественной концепцией: "доснять" к классике всю отсутствующую в оригинале эротику. Я думаю, зрители/читатели будут только рады! Ну разве неинтересно, например, посмотреть во всех подробностях, как занимались любовью Наташа с Пьером или, скажем, Фауст с Маргаритой? :) Так или иначе, фильм вернул меня к начатой в музее теме соблазна. Правда, я как-то отвлеклась и не смогла подсчитать, через сколько стадий прошла главная героиня - семь или чуть меньше? В любом случае, снятием одежд дело для неё не ограничилось. :))



(24 comments) - (Post a new comment)


[info]astarta
2009-02-27 07:28 pm UTC (link)
>"Мадам Бовари" для немецкой - французской? :)

> Ну разве неинтересно, например, посмотреть во всех подробностях, как занимались любовью Наташа с Пьером - ой нет. лучше уже тогда с поручиком Ржевским из анекдотов :)

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-02-27 07:32 pm UTC (link)
Да, французской, разумеется - опечатка. Уже сама заметила и исправила. :)

Ты предпочитаешь комический секс пафосному? :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]astarta
2009-02-27 07:51 pm UTC (link)
наверное :) если уж выбирать из порно-фильмов - выберу порно-мультики, они забавные :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-02-27 07:55 pm UTC (link)
Я скорее наоборот. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]kblcbka
2009-02-27 08:24 pm UTC (link)
A Вы уже видали, как Татьяна Ларина занимается любовью со своим генералом? http://www.imdb.com/title/tt0119079/

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-02-27 08:52 pm UTC (link)
Да, видела. То есть будем считать, что жанр уже основан. :) Хотя тот фильм всё-таки был значительно более эстетский, чем то, что я смотрела вчера.

(Reply to this) (Parent)


[info]gentlygreensky
2009-02-28 08:44 am UTC (link)
спасибо за новодку, ролик мне понравился и цвет и музыка, посмортю обязательно

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-02-28 01:34 pm UTC (link)
Тоже рекомендую! :)

(Reply to this) (Parent)


[info]shaherezada
2009-02-27 09:14 pm UTC (link)
И действительно, при виде него женщины довольно быстро избавляются от своих принципов, проходя одну за другой все "семь стадий соблазна", первая из которых заключается в нескромных взглядах на юношу, а последняя заканчивается снятием одежд. --------

А вот интересно, если сам контролёр с ними доходил до самого конца, то можно ли его считать добродетельным? Не является ли такого рода контроль "злоупотреблением служебным положением"? Или, может, древние индийские дамы зря свои наряды перед ним снимали?

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-02-28 07:24 am UTC (link)
Да, я этими вопросами тоже задавалась. Но, по-моему, в индуизме какое-то своё понятие добродетели. Впрочем, у нас с нашим Богом тоже существуют определённые проблемы: сам говорил "не убий!" и сам же направо и налево карал смертью. :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gentlygreensky
2009-02-28 08:48 am UTC (link)
мы же бедные "по образу и подобию", убивать нельзя, но надо

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-02-28 01:57 pm UTC (link)
:(((

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gentlygreensky
2009-02-28 02:22 pm UTC (link)
не расстраивайся, Кать, зато мы поем красиво. вышиваем крестиком
я вот мясо не ем, ну.. почти..

(Reply to this) (Parent)


[info]shaherezada
2009-02-28 03:24 pm UTC (link)
А кого наш Бог покарал смертью? Я никого не помню

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-02-28 05:49 pm UTC (link)
Великий потоп, Содом и Гоморра... По мелочи я уже и не считаю. :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shaherezada
2009-02-28 11:17 pm UTC (link)
А, так это же ветхозаветный Бог. Яхве то есть. Там был принцип Око за око, Зуб за зуб. Это уже в Новом Завете: Если ударили вас по правой щеке, то подставьте левую. Любите врагов своих, и т.п.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-03-01 07:21 am UTC (link)
Так Бог-то остался тот же самый. И за прошлые свои "деяния" отнюдь не раскаялся. В легендах о христианских святых Бог регулярно поражает молнией неверных, превращает их в ящериц или насекомых. То есть в сознании верующих одно другому совсем не мешало. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shaherezada
2009-03-01 10:54 am UTC (link)
Да, в Ветхом Завете вообще ужас что происходит. Только вот в Новом появляется святая Троица, и статус бога Яхве мне лично непонятен. Он кто? Бог-Отец? Явно ведь, что не Св. дух?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-03-01 10:55 am UTC (link)
Да, с этим примерно такие же непонятки, как со статусом Ленина в эпоху сталинизма. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shaherezada
2009-03-01 10:56 am UTC (link)
АГА!

(Reply to this) (Parent)


[info]primdeva
2009-03-05 12:11 am UTC (link)
В Индии того времени какраз очень даже по понятиям жили :) Духовный секс, Любовь, тантра - привелегия высших каст и высокосознательных людей, близких богам, а у низших это - разврат. Сегодня все так и остается, только четких кастовых представлений и иерархий не осталось, вот все по теме этики и парятся. Деконструктивисты, блин.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-03-05 11:09 am UTC (link)
Конечно. Ведь касты это неэтично!

(Reply to this) (Parent)


[info]primdeva
2009-03-05 12:03 am UTC (link)
Это есть хорошо, что вы туда сходили. Когда-нибудь и я, безнадежная пропажа, отойду от дел мирских и духовных и снова появлюсь.
Индуизм на самом деле жуть как многогранен. Энергией творения здесь считается Любовь как сознание единства мужского и женского, как правило Шивы и Шакти. Перфоманс и милые картинки - это скорее следствие их единства, антураж, интерьер... Все это эстетство, как и сам процесс сотворения мира, может прочувствовать любой простой смертный, вставший на путь тантры, так как каждый человек заключает в себе аспекты шивы и шакти. Их единство порождает новую жизнь - это и есть креатив :)

А о соблазне очень глубоко Бодрийяр пишет. Читал лет 5 назад, был в восторге.

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-03-05 11:05 am UTC (link)
Я эстетство даже и не встав на путь тантры очень хорошо чувствую. :)))

(Reply to this) (Parent)


(24 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…