Екатерина Васильева-Островская ([info]vasilek) wrote,
@ 2009-02-17 20:39:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Отцы и дети
Как-то я уже и забыла, честно говоря, что это за писатель такой - Николай Носов. Помню только, что безумно любила его в детстве, особенно рассказы из школьной и внешкольной жизни. Но вот теперь села перечитывать заново, вместе с сыном и поняла, что это нечто запредельное. Вернее, как раз очень закономерное и симптоматичное для своего времени (1950-е гг.), но с сегодняшней точки зрения они выглядят просто дико. Во-первых, в его рассказах не бывает так, чтобы взрослые были неправы. Если такое изредка и случается, то это всегда старички или старушки, то есть люди по определению занимающие во взрослом мире как бы маргинальную позицию. Зато те, кто по своей должности наделён особым авторитетом (учителя, вожатые, родители, врачи) - вот они точно "плохого не посоветуют", то есть на их советы всегда чётко можно положиться. Таким образом основной конфликт между поколениями, обычно сводится к тому, что ребята сначала сопротивляются авторитету взрослых, но потом, после серии поучительных событий-испытаний, безоговорочно его принимают.

Всё бы ничего, но при этом иногда происходят довольно страшные вещи. Например, от рассказа "Про Гену" веет просто каким-то экзистенциальным пессимизмом. Начинается всё так: "Гена был, в общем, хороший мальчик. Ничего себе паренёк. Как говорится, не хуже других детишек". Проницательный читатель уже начинает подозревать здесь некоторую иронию. И действительно, вскоре оказывается, что "хороший мальчик" вовсе не так уж и хорош, а именно: вместо того, чтобы собирать после школы металлолом, он на протяжении нескольких недель подряд ходил кататься с другом на горку. Вот ужас-то! Причём, попав на горку, забывал уже абсолютно обо всём, полностью отдаваясь кайфу игры. И только дома к нему приходили страшные угрызения совести, в связи с чем он боялся признаться родителям, как на самом деле провёл время, и рассказывал им, что он до самого вечера неустанно собирал металлолом. Родители Гену хвалили, а когда - с помощью учительницы - выяснилось, что всё это обман, наступил час расплаты за весёлое время на горке (и так уже омрачённое муками совести): "Кончилось дело тем, что Гена был крепко наказан. Как был наказан, говорить ни к чему. Каждый сам знает, какие наказания бывают. В общем, наказали его, и всё". В данном случае, как я понимаю, мудрый отец выступает в роли строгого, но справедливого Бога, который карает Гену просто за то, что тот осмелился хорошо провести время. Причём карает так, что об этом прямым текстом и сказать нельзя!

Но всех мудрее поступила мать из рассказа "Огурцы", узнавшая, что её сын стащил в чужом огороде заглавные овощи. Она тут же потребовала, чтобы сын отнёс огурцы обратно. Было это вот так:

Котька плакал и кричал:
- Не пойду я! У дедушки [сторожа] ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.
- И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор!

И вот я спрашиваю себя: что поучительного может мой ребёнок извлечь из этой истории? Ну, наверное, что родители иногда тоже не дружат с головой. :)



(32 comments) - (Post a new comment)


[info]gentlygreensky
2009-02-17 08:03 pm UTC (link)
да уж, аккуратно нужно с этими советскими писателями, пусть уж лучше убьет
и как сын твой на Носова? вопросы задает?
Виктор Голявкин " Удивительные дети" нашим очень нрвится и Зощенко про Миню и Лельку

мы с дочкой читаем сейчас " Гранатовый браслет" , я совсем не поклонник Куприна, даже наоборот, но чтобы девочке в 15 лет, про любовь, по- русски
много довольно странных, совершенно не логичных моментов и выводов, мы когда дочитаем я опишу ее вопросы, на некоторые я не могу ответить, но помню, что у меня в 15 лет таких вопросов не возникало

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-02-17 08:09 pm UTC (link)
О, Куприна я сама давно хочу перечитать! Интересно будет сравнить впечатления. :)

Мой сын по Носову особых вопросов не задаёт. Я сама с перепугу объясняю - в основном для себя же самой. :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]polosatka
2009-02-18 10:33 am UTC (link)
конечно, не задает, БОИТСЯ уже;)))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-02-18 07:35 pm UTC (link)
Да нет. Просто, видимо, и так уже всё понятно. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]ir_in
2009-02-17 08:14 pm UTC (link)
То, что ты процитировала, звучит очень похоже на Зощенко. :-)

Носова нужно выборочно читать, наверное. То время оставило неизгладимые отпечатки далеко не на всём. :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-02-17 08:19 pm UTC (link)
К сожалению, никакой иронической дистанции по отношению к воспитательным мерам родителей я тут не заметила.

А на чём то время не оставило отпечаток (я имею в виду официальную литературу)?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ir_in
2009-02-17 08:33 pm UTC (link)
За всю литературу не скажу, но у Носова всякие там Живая шляпа, Мишкина каша вполне универсальны. Наверное, лучшие рассказы у него те, где взрослые вообще не присутствуют. :-)
Или ещё мы недавно читали пассказик про метро. Там все -- и взрослые, и дети -- оказываются в глупой и смешной ситуации.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-02-17 08:37 pm UTC (link)
Да, действительно, у него есть кое-что универсальное. Но мы это всё уже перечитали. Теперь идём дальше по книжке и заходим, соответственно, во всякие дебри. :) Хотя мой некогда любимый "Витя Малеев" в общем тоже так функционирует, довольно поучительно.

(Reply to this) (Parent)


[info]u_tani
2009-02-17 08:15 pm UTC (link)
У Носова есть на редкость актуальный "Незнайка на луне", самый что ни на есть лучший учебник экономики. Мальчикам нравится. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-02-17 08:20 pm UTC (link)
Не, мы предпочитаем "Незнайку в Солнечном городе". Ибо это лучший учебник для писателей, художников и других людей искусства. :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]u_tani
2009-02-17 09:02 pm UTC (link)
Нда, в нынешней объективной реальности это более прагматичный выбор. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-02-18 08:06 am UTC (link)
Да, я думаю, радость жизни и творчества сложнее всего поддаётся девальвации. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]teper_bananovyi
2009-02-17 08:53 pm UTC (link)
а у барто, наоборот, взрослые, хотя вроде и неправы, но вечно ругаются и детьми недовольны. а на диске детских песен, которые у нас есть, мы тут начали с конца сегодня и дослушали до песни, которую я собираюсь стереть из списка, про то, как папа мальчика драл ремнем, несмотря на все мольбы...

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-02-17 08:59 pm UTC (link)
Ужас какой! Я вот даже и не знаю, какая картина мира детям таким образом прививается.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]teper_bananovyi
2009-02-17 09:09 pm UTC (link)
исторически унаследованная :) я поэтому все тщательно фильтрую...

у меня даже в американской книжке чудного детского писателя сильверстайна про носорога откуда-то взялась строчка "he's great for not letting your mother hit you when you haven't really done anything bad."

(Reply to this) (Parent)


[info]parzia
2009-02-17 09:02 pm UTC (link)
Еще Алексин в этом ряду, святое мамо/бабушко и как антипод роковая безпринципная стерва-жена. Ходячий эипов комплекс.

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-02-18 07:38 pm UTC (link)
А мне, кстати, Алексин в детстве тоже нравился! :)

(Reply to this) (Parent)


[info]frekenbok
2009-02-17 10:18 pm UTC (link)
а как объяснить нынешним детям про пионеров и октябрят?
у меня дочь (2 года и 8 мес) смотрит мультики про Гену и Чебурашку, там пионеры - какие-то полубоги. что, интересно, у нее в голове отложится?
поэтому я заранее побаиваюсь советских детских писателей. хотя помню, что обожала всякие повести из школьной жизни.

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-02-18 07:40 pm UTC (link)
Про пионеров и октябрят, кстати, ещё нормально. Потому что и теперь детские группировки не потеряли своего значения и своей привлекательности. Ну, в общем в этом здравое зерно как-то легче найти, чем в избиениях родителей. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]bekara
2009-02-18 02:58 am UTC (link)
носов практически гений. его читать надо обязательно.
"телефон" например - одна из самых потрясающих вещей мною прочитанных в детстве

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-02-18 07:43 pm UTC (link)
Не спорю. Особенно я ценю у него элемент "соц-арта", то есть когда в художественный текст попадают какие-то посторонние, нефикциональные экскурсы. Например, мы решаем вместе с героем задачку в четыре действия. Или учимся применять орфографические правила. Ну, или узнаём о том, как обрабатывать древесину. А потом действие идёт дальше своим чередом. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]es_key
2009-02-18 07:04 am UTC (link)
Я у него очень любила книжку про инкубатор - не помню названия, про цыплят. Кстати, теперь выяснилось, что и Денискины рассказы, и Кыш с портфелями полны этой советской поучительности. Хоть, собственно, "честь дороже жизни" - не такое уж советское изобретение:).

Но мне кажется, ну и что? У каждого периода свои заскоки, мы ж не боимся, что читая Пушкина, дети захотят иметь крепостных? Или читая про пиратов, захотят стать пиратами, и наберутся "пиратской идеологии" - ну и наберутся, тоже не беда, вроде бы все это проходили. В Мушкетерах вот мораль тоже хромает, если я правильно помню. А у Диккенса вообще сироты сплошные. В жизни всякое случается, и, будучи фактом реальности, имеет право быть отображенным в искусстве:))

Короче, мне кажется, дети обладают отличным свойством принимать "правила игры" той или иной эпохи на время чтения, и отфильтровывать вечные ценности, как дружба там, взаимовыручка, честность, чистка зубов...

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-02-18 07:48 pm UTC (link)
Для меня литературный текст ценен именно своей многозначностью. Много ли от него остаётся, если убрать, собственно, напрямую высказанную мораль? У Носова (в процитированных рассказах) останется атмосфера эпохи, её дисциплинарный угар и оптимизм "со слезами на глазах", что само по себе уже интересно. Хочу научить ребёнка именно это улавливать, то есть читать между строк. Причём любой текст. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]nastyas
2009-02-18 09:01 pm UTC (link)
Наша Анна с удовольствием прочла сама все рассказы Носова, какие у нас были. Ей нравятся. :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2009-02-19 07:25 am UTC (link)
Мой даже уже сам начал писать - повесть называется "Леонардо Б. в школе и дома". :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nastyas
2009-02-19 09:23 pm UTC (link)
И как, много уже написал? Интересно? :-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-02-20 06:55 am UTC (link)
Пока ещё над первой главой работает - "Первоклашки и я". :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nastyas
2009-02-20 10:11 pm UTC (link)
А ты сохраняешь продукты детского творчества? Чтобы потом всплакнуть повеселиться? :-)

Жаль, что не публикуешь в ЖЖ эти продукты. Всегда интересно, как дети перерабатывают информацию. :-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-02-21 11:21 am UTC (link)
Да я и своё-то не всё публикую! :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nastyas
2009-02-22 09:39 pm UTC (link)
И это тоже жаль! :-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vasilek
2009-02-23 06:57 am UTC (link)
Ну вот, напросилась на внимание! :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nastyas
2009-02-23 09:11 pm UTC (link)
Нет, но правда жаль. :-)

(Reply to this) (Parent)


(32 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…