Екатерина Васильева-Островская ([info]vasilek) wrote,
@ 2008-11-14 19:56:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Игротека
Сегодня в рамках симпозиума по теории игры побывала на докладе на тему игры в садомазохистских субкультурах. Доклад представлял молодой человек, не поленившийся самостоятельно провести некоторые эмпирические исследования, для чего ему пришлось углубиться в соответствующую сцену, чем, вероятно, объяснялся его несколько экстравагантный внешний вид: особенно бросались в глаза чёрные ботинки с красной шнуровкой (элемент атрибутики нео-нацистов, популярный, впрочем, также среди других группировок и субкультур). В любом случае, в центре доклада стоял вопрос: можно ли играть с сексом? И если можно, то до какой степени? То есть против того, что элементы игры присутствуют в флирте или соблазнении, вряд ли кто-то станет возражать. Но не наступает ли рано или поздно какой-то момент, где игра заканчивается, и мы остаёмся один на один с голым инстинктом? Вопреки этому соображению в садомазохистских сообществах игра, как кажется, распространяется от начала до конца на всю сексуальную активность. Хотя, как подчеркнул докладчик, отношение к этому термину у садомазохистов не такое уж однозначное. Ведь если оперировать понятием "игра", то надо иметь в виду, что где-то рядом находится "реальность", в которую (хотя бы время от времени) следует возвращаться. Однако многие из опрошенных им участников СМ-сцены считают, что их сексуальная активность, несмотря на чётко заданные роли, как раз вполне "реальна". Ведь боль (как оргазм, а также вообще любые телесные ощущения) нельзя испытать "понарошку". Более того: некоторые указывали на то, что "играть" им, по их мнению, приходится в реальной жизни (то есть на работе, в быту и т.д.) и только в рамках СМ-игры они парадоксальным образом "настоящие".

И всё же докладчик настаивал на том, что садомазохистские практики наилучшим образом описываются через понятие "игры" - с их театральностью, системой правил и ритуалов, а также амбивалентной позицией по отношению к реальным властным иерархиям и элементам насилия, которых, на самом-то деле, не так уж мало в нашей повседневной жизни (хотя они обычно и не осознаются как возбуждающие). Вопрос в том: имитирует ли СМ-игра реальное насилие или, напротив, представляет собой что-то типа карикатуры на него, обнаруживая таким образом субверсивный потенциал? По типу того, как Кинчев когда-то выходил на сцену, обмотанным в красный флаг, демонстрируя этим отнюдь не верность советской идеологии, а скорее протест против неё, реализующийся в театральном, подчёркнуто фамильярном присвоении некогда сакральной символики (пример мой!:)).



(70 comments) - (Post a new comment)


[info]wander_mind
2008-11-14 07:26 pm UTC (link)
По этой теме ещё и доклады читают. Надо же.. )

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2008-11-14 07:29 pm UTC (link)
... и книжки пишут, и фильмы снимают, и песни поют. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]wander_mind
2008-11-14 08:00 pm UTC (link)
обо всём остальном, я конечно осведомлён. Вот симпозиум, это да!.. )
Одного только не понять, на кой они, эти конференции? Ради того, чтобы доказать или возможно привлечь, включая внимание?
Кстати, на мой взгляд, СМ не секс-игра, а некое слияние извращений, в большей степени, и секса. И театр вобщем-то в основном некачественный.
Это всё конечно соображения, т.к. в списках не состоял, и не участвовал :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)

не понять, на кой они, эти конференции?
[info]shaherezada
2008-11-14 08:10 pm UTC (link)
Вот именно для этого. Чтобы понять

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]wander_mind, 2008-11-14 08:20 pm UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]vasilek, 2008-11-14 08:43 pm UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]wander_mind, 2008-11-14 10:23 pm UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]shaherezada, 2008-11-14 11:15 pm UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]wander_mind, 2008-11-15 12:35 am UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]vasilek, 2008-11-15 08:13 am UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]vasilek, 2008-11-15 08:01 am UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]primdeva, 2008-11-16 12:55 pm UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]vasilek, 2008-11-16 01:11 pm UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]primdeva, 2008-11-16 01:14 pm UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]vasilek, 2008-11-16 01:19 pm UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]primdeva, 2008-11-16 01:34 pm UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]redgum11, 2008-11-14 08:47 pm UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]wander_mind, 2008-11-14 10:28 pm UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]shaherezada, 2008-11-14 11:08 pm UTC
Re: не понять, на кой они, эти конференции? - [info]wander_mind, 2008-11-15 12:44 am UTC
(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-14 08:42 pm UTC
(no subject) - [info]wander_mind, 2008-11-14 10:32 pm UTC
(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-15 08:31 am UTC
(no subject) - [info]wander_mind, 2008-11-15 06:04 pm UTC

[info]primdeva
2008-11-16 12:49 pm UTC (link)
А какие есть в русском роке песни про см?
Мне приходит на ум только "голову и плечи терпеливые под плеть, под плеть..." )

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-16 01:15 pm UTC
(no subject) - [info]primdeva, 2008-11-16 01:29 pm UTC
(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-16 01:17 pm UTC
(no subject) - [info]primdeva, 2008-11-16 01:31 pm UTC

[info]pprofessors
2008-11-14 07:31 pm UTC (link)
спасибо, неожиданный аспект)))
(тема моего диплома "Игра как метод дизайна")

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2008-11-14 07:43 pm UTC (link)
Да, там много интересных докладов было на тему игры:
http://www.geisteswissenschaften.fu-berlin.de/v/interart/veranstaltungen/oeffentlich/tagungen/spielformendesselbst.html
Я смогла побывать, к сожалению, только на этом, и на "фаллических инсталляциях в музее Фрейда".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]pprofessors
2008-11-14 07:48 pm UTC (link)
ага, спасибо)

(Reply to this) (Parent)


[info]redgum11
2008-11-14 07:58 pm UTC (link)
Игра--это сложно.Работают все те же психические механизмы, что и в реальности,но появляется некий люфт-отстранение--который можно назвать второй реальностью.Это первое.
С/М--это одна из самых плодотворных телесных игр.Дает почувствоавать человеку, что он--есть.Т.е. ощутить собственное тело.Наверное это можно назвать--глубоким прикосновением.Боль--ярче всех остальных ощущений.Грубее и сильнее.Боль--это симптом, с другой сторонй--это голос.Боль слышнее, чем все остальное,и она напоминает, тербует внимания.Такое напоминание нельзя оставить без ответа.Человек вспоминает о себе и о теле.Это второе.
Ну...путанно я выразилась, конечно:))но, вроде и понятно при этом.

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2008-11-14 08:34 pm UTC (link)
Согласна с концепцией "второй реальности", которая является как бы художественной обработкой "первой" и привлекает именно возможностью творчески на себя воздействовать (в то время как в повседневной реальности с её - отнюдь не игровыми - механизмами принуждения не всегда есть такой шанс).

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]redgum11
2008-11-14 08:46 pm UTC (link)
а с концепцией телесной чувствительности? :Ь

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-14 09:02 pm UTC
(no subject) - [info]primdeva, 2008-11-16 12:57 pm UTC

[info]shaherezada
2008-11-14 08:13 pm UTC (link)
Если считать, что пол - это перформатив, то тогда всё игра, и секс-мейнстрим тоже игра, только сценарий другой.

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2008-11-14 08:30 pm UTC (link)
Да, но вот есть же "натуральная" концепция секса: типа, делаем то, что подсказывают нам инстинкты. В этом случае простор для игры не очень большой.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]redgum11
2008-11-14 08:49 pm UTC (link)
а в любом другом случае--разве не подсказывают?Т.е. мы же делаем что-то нам необходимое.Пытаемся что-то компенсировать, и пр и т.д.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-14 09:01 pm UTC
(no subject) - [info]redgum11, 2008-11-14 09:06 pm UTC
(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-15 08:33 am UTC
(no subject) - [info]korgimama, 2008-11-15 03:39 am UTC
(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-15 07:48 am UTC
(no subject) - [info]korgimama, 2008-11-15 02:01 pm UTC
(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-15 02:05 pm UTC
(no subject) - [info]korgimama, 2008-11-15 02:08 pm UTC
(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-15 02:15 pm UTC
(no subject) - [info]korgimama, 2008-11-15 02:16 pm UTC
(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-15 02:28 pm UTC

[info]primdeva
2008-11-16 01:35 pm UTC (link)
Именно. Ваниль жуть как ограничена :))

(Reply to this) (Parent)


[info]teper_bananovyi
2008-11-14 09:05 pm UTC (link)
вообще-то красные шнурки - это скинхеды-против-расизма (т.е., им нравится так одеваться, но они антифа). нео-наци - с белыми шнурками.

(Reply to this) (Thread)

Какой пассаж!
[info]shaherezada
2008-11-14 11:11 pm UTC (link)
ОЙ! Ой! Ой!
А у меня старушечьи кроссовочки с белыми шнурками...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Какой пассаж!
[info]teper_bananovyi
2008-11-14 11:13 pm UTC (link)
у них не кроссовочки :) у них г****давчики :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Есть differance - [info]shaherezada, 2008-11-14 11:20 pm UTC

[info]vasilek
2008-11-15 07:46 am UTC (link)
Такого чёткого разделения нет. И то, и то встречается в атрибутике наци (и, соответственно, панков и других антифашистских группировок, которые сознательно "присваивают" себе их "отличительные знаки"). Хотя не исключаю, конечно, что белые шнурки - более актуальная тенденция сезона. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]primdeva
2008-11-16 01:04 pm UTC (link)
Да, это очень интересная тема.

В человеческих играх есть грань, -
На ней умирает Игра.
И становится тихо, как в тире,
Когда там меняют мишени,
И становится плохо, как в мире,
Когда принимают решенья.
Как в море, упав за борт,
Смотреть кораблю вослед,
И знать, что напрасно звать,
Как в морге, в знакомых чертах
Искать и не узнавать,
Как в мороке пьяного сна
Замысел потерять.
В человеческих играх есть грань, -
На ней умирает Игра.

А что ты читала по теме?
Homo Ludens? А Захер-Мазоха? А эссе "Иерархия игр в культуре?"

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2008-11-16 01:10 pm UTC (link)
По-моему, тема игры - одна из основных в теории постмодернизма и постструктурализма. То есть практически у любого философа от Альтюсера до Гройса об этом есть. :) А кто автор эссе?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]primdeva
2008-11-16 01:25 pm UTC (link)
Конечно, просто хотел выяснить, где ты лично находишься :) Я тоже интересуюсь игрой вот уже лет 10, при этом ничего не знаю о ней...

Автор - одна моя подруга, Светлана Веселова. Это одно из лучших философских сочинений об Игре, на мой взгляд.
http://www.proza.ru/texts/2003/01/15-82.html И вот здесь предистовие к нему: http://www.proza.ru/texts/2003/02/15-55.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-16 04:11 pm UTC
(no subject) - [info]primdeva, 2008-11-16 07:54 pm UTC
(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-17 08:23 am UTC

[info]asstori
2008-11-22 01:22 am UTC (link)
Это, конечно, не моя тема, но читать посты интересно.
Немного холодно становится от написанного.

Мне почему-то подумалось, что через боль действительно довольно часто приходят к "ощущению себя настоящим", к присутствию "здесь-и-теперь"!. Возможно, СМ один из частных случаев более общей закономерности. Но случай, "как бы" лишенный строительного потенциала и света".

Пример классный. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]vasilek
2008-11-22 07:18 pm UTC (link)
Эти примеры можно продолжать. В принципе, искусство как частный случай игры всегда даёт эффект остранения (по Шкловскому) и соответственно эстетической власти над неким реальным фактом, который в нём преломляется.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]asstori
2008-11-23 12:14 pm UTC (link)
Прислушиваюсь к Вашим словам, интонации. Мне кажется, Вы ясно мыслите. Вы совершенно искренне радуетесь, у Вас отменное чувство юмора. В то же время мой организм выдает реакцию, которую встречал только в тех случаях, когда судьба сводила с людьми, пережившими в детстве жесткое обращение.
Я ничего не пытаюсь разгадать, но мне интересно это понять. Может быть это влияние той среды, которая для Вас как для исследователя является привычной, а для меня малопригодной для жизни?


(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-23 12:32 pm UTC
(no subject) - [info]asstori, 2008-11-23 01:47 pm UTC
(no subject) - [info]vasilek, 2008-11-23 01:52 pm UTC
(no subject) - [info]asstori, 2008-11-23 09:04 pm UTC

(70 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…